официальный сайт

Полезная информация


Актуальная информация
22 марта 2024
Увеличить шрифт Сбросить настройки шрифта Уменьшить шрифт Версия для печати

Ровно 81 год назад на белорусской земле было совершено страшное злодеяние. Вспоминаем жертв Хатыни

Ровно 81 год назад на белорусской земле было совершено страшное злодеяние. Вспоминаем жертв Хатыни

В этом живописном уголке Беларуси время остановилось 81 год назад. Здесь редко поют птицы, не слышен лай собак, мычание коров, умолк детский смех. С 22 марта 1943 года здесь не пахнет свежеиспеченным хлебом, картошкой с зажаренными шкварками, парным молоком… Но с 5 июля 1969 года каждые 30 секунд местная скорбная тишина разрывается нежным колокольным переливом, наполняющим души состраданием, болью и тревогой. Хатынь… 149 истерзанных, загубленных фашистами душ, из которых 75 детских.

Каждому воздастся

Впервые о трагедии, уже в начале апреля 1943 года, в статье «Запомни и отомсти» рассказала газета «Ленинец» Плещеницкого РК КП(б)Б и Н-ского партизанского отряда. После войны будут отсняты километры кинопленки, написаны десятки тысяч газетных статей, сотни книг. И тем не менее даже самые авторитетные историки считают, что мы далеко не все знаем о той ужасной трагедии. И неизвестно, будет ли однажды поставлена последняя точка. Но для белорусов нет срока давности в подобных делах. Подтверждением тому — вынесенный Верховным Судом 18 февраля этого года приговор хатынскому палачу Катрюку, признанному виновным в совершении геноцида против белорусского народа. Учитывая, что преступник умер от инсульта в Канаде девять лет назад, обвинительный приговор постановлен без назначения наказания. Наказала ли жизнь Катрюка? Возможно, но это 93?летнее чудовище пережило семинедельного, самого младшего ребенка, сгоревшего в сарае Хатыни, на целых 72 (!!!) года.

К слову, в судебных заседаниях в Верховном Суде принимал участие постоянный автор «СБ» — краевед и член Союза писателей Беларуси Александр Павлюкович.

По его словам, атмосфера в зале, невзирая на давнишний срок трагедии, была тяжелой. Коснулся Александр Петрович и жизненной справедливости:

— В свое время Васюра давал показания на Катрюка о том, что последний лично участвовал в уничтожении мирного населения. Советский Союз еще в середине 1980?х посылал запрос на выдачу Канадой Катрюка, но, увы... Этот преступник жил, и, надо полагать, неплохо, где-то под Монреалем, разводил пчел. Да, безусловно, есть в этом несправедливость. Но наверняка всю жизнь хатынских (и не только) карателей преследовали тени их жертв. В прошлом году ушел из жизни следователь-криминалист Евгений Николаевич Давидович, который занимался расследованием преступлений нацистов 118?го зондер-батальона СС Дирлевангера в Хатыни. Так вот, он мне рассказывал, что когда пришли арестовывать Григория Лакусту, помощника командира взвода из этого батальона, то палач выдохнул: «А я вас ждал!» А ведь он хорошо обосновался после войны. Работал в Донецке шахтером, после женитьбы у него родилась дочь, которая после школы поступила в пединститут и даже стала там секретарем комсомольской организации.

Трагические цифры нашей истории

— Александр Петрович, вы, можно сказать, на этом судебном процессе переписали историю. Точнее, ее цифры. По вашему мнению, в Хатыни погибло не 149, а 150 человек?

— Да, совершенно верно. Когда эсэсовцы 22 марта 1943 года начали окружать деревню, с левой стороны шел батальон полицаев, а с правой — каратели зондеркоманды Дирлевангера. Они стреляли по убегающим партизанам. Леса там в 1943 году не было, только чистое поле. А жители Мокради, соседней с Хатынью деревни, услышали и тоже стали убегать. Нина Белякова шла по полю с ведрами воды, случайная пуля попала ей в грудь. Она погибла. Это была самая первая жертва хатынской трагедии.

— По сей день ходят фейки, касающиеся Иосифа Каминского. Один из них: Каминский успел убежать в лес и прятался, пока не уехали нацисты. Второй: Каминского немцы отправили резать овец для обеда фашистов.

— Да, я слышал подобное. Это ложь и чушь. Жители деревни Козыри, которые его знали лично, в том числе парились с ним в бане, рассказывали мне, что видели его обширные ожоги на теле. Когда Иосиф был жив, его лечила врач из деревни Лесничёвки, она также говорила о страшных шрамах. Одна из жительниц деревни Морозовки, Масловская, рассказывала, что Иосифу ее родители смазывали раны от ожогов овечьим жиром. Он от боли стонал и даже кричал. Когда был жив Виктор Андреевич Желобкович, я разговаривал с ним на эту тему, и он крайне возмущался. Он как очевидец утверждал, что Каминский был в сарае. К сожалению, 24 мая 2020?го на 87?м году жизни Виктор Желобкович умер. Он был последним из нескольких выживших тогда в Хатыни. Если и живы сегодня где-то очевидцы, то, скорее всего, они были участниками, исполнителями тех кровавых преступлений. И их уже заждались в аду и Васюра, и Катрюк, и Вёльке, и прочая гитлеровская нечисть из сожженной Хатыни.

­
По материалам БЖ­





Президент Республики Беларусь
Бобруйский городской исполнительный комитет
Министерство информации Республики Беларусь
Могилевский областной исполнительный комитет
Интернет-портал Молодежь Беларуси
БЕЛТА Белорусские новости