официальный сайт

Полезная информация


Актуальная информация
26 октября 2023
Увеличить шрифт Сбросить настройки шрифта Уменьшить шрифт Версия для печати

О деятельности учителя-дефектолога

О деятельности учителя-дефектолога

С учетом информации, касающейся осуществления деятельности учителя-дефектолога, полученной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь от Министерства образования Республики Беларусь, обращаем внимание на следующее.

Согласно статье 14 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс) оказание коррекционно-педагогической помощи осуществляется в пунктах коррекционно-педагогической помощи, центрах профессиональной и социальной реабилитации лиц с особенностями психофизического развития, государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. При этом пункт коррекционно-педагогической помощи, центр профессиональной и социальной реабилитации лиц с особенностями психофизического развития являются структурными подразделениями учреждения образования (пункт 3 статьи 22, пункт 3 статьи 187 Кодекса).

Оказание коррекционно-педагогической помощи вне рамок реализации образовательных программ, за исключением организаций здравоохранения (пункт 4 статьи 276 Кодекса), деятельность физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя, по оказанию услуг учителя-дефектолога Кодексом не регулируется.

Образовательные программы специального образования реализуются в учреждениях специального образования, а также могут реализовываться в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего среднего образования, университетах, академиях (консерваториях), детских домах, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, образовательно-оздоровительных центрах, иных организациях, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (статья 263 Кодекса). При этом в случае реализации указанных образовательных программ в соответствии со статьей 213 Закона Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» необходимо обратиться за получением лицензии.

Проведение психолого-педагогического обследования детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) с согласия или в присутствии их законных представителей, выявление образовательных потребностей ребенка, определение формы организации его обучения и воспитания, оказание ранней комплексной помощи детям с фактором риска в развитии, создание и ведение банка данных рассматриваются как направления деятельности учителя-дефектолога государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (статья 270 Кодекса). При этом заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, которое составляется по результатам психолого-медико-педагогического обследования, является основанием для организации получения специального образования или оказания коррекционно-педагогической помощи в учреждениях образования (статьи 13, 14 Кодекса).

Такие должностные обязанности учителя-дефектолога, как участие в комплектовании групп, классов для организации учебных занятий в зависимости от структуры и степени тяжести имеющихся у детей физических и (или) психических нарушений, решение задач обеспечения образовательного процесса специальными средствами обучения и социальной реабилитации детей с ОПФР, создание условий для максимально-возможного вовлечения обучающихся в социально-экономическую жизнь общества, оказание организационно-методической помощи работникам учреждений образования по вопросам интегрированного обучения и воспитания лиц с ОПФР, ведение методической работы, систематической работы с законными представителями несовершеннолетних обучающихся, вовлекая их в решение реабилитационных и коррекционно-педагогических задач обучения и воспитания обучающихся, обусловлены непосредственно деятельностью учреждения дошкольного, общего среднего и специального образования по организации образовательного процесса для лиц с ОПФР.

Вышеперечисленные направления деятельности не предполагают самостоятельное оказание услуг учителя-дефектолога вне учреждения образования.

Вместе с тем, возможно осуществление физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, в рамках самостоятельного (в отсутствии нанимателя) оказания услуг учителя-дефектолога работы, направленной на коррекцию нарушений психофизического развития детей (коррекцию звукопроизношения, нарушений различных сторон речевой деятельности, письменной речи, познавательной деятельности и др.), в том числе обеспечение адекватного коррекционно-компенсаторного воздействия на развитие детей с ОПФР, коррекционно-развивающей работы по укреплению физического и психического состояния ребенка, а также консультативной работы, работы по пропаганде дефектологических знаний. Услуги учителя-дефектолога могут оказываться в форме индивидуальных или подгрупповых занятий. При этом необходимо учитывать специализацию учителя-дефектолога (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог).

Профессиональная деятельность учителя-дефектолога, связанная с восстановлением речи у лиц после перенесенных заболеваний или травм, с применением современных методов, приемов диагностики и реабилитации осуществляется в учреждениях здравоохранения преимущественно с пациентами старше 18 лет в рамках их реабилитации. Услуги учителя-дефектолога как физического лица, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, в этом случае могут включать работу по коррекции различных видов афазии как речевого нарушения.

­





Президент Республики Беларусь
Бобруйский городской исполнительный комитет
Министерство информации Республики Беларусь
Могилевский областной исполнительный комитет
Интернет-портал Молодежь Беларуси
БЕЛТА Белорусские новости