Блокада Ленинграда – одна из самых трагических страниц Великой Отечественной войны. Но не только город на Неве пережил ее: Кронштадт, город-крепость, тоже оказался в осаде. Леонид Александрович Котов, переживший блокаду ребенком, поделился воспоминаниями о тех страшных годах, о потере семьи и о том, как ему удалось выжить.
– Леонид Александрович, расскажите, пожалуйста, о себе, о своих родных.
– Родился я 9 января 1932 года в Кронштадте. В семье нас было четверо: я, старший брат, сестра и младшая сестренка. Отец работал, содержал всю семью, мать была домохозяйкой. Жили неплохо, пока не началась война.
– Как вы узнали о начале войны?
– Внезапно. Вдруг самолеты появились в небе и начали бомбить. Мне было 9 лет. Нам, детям, было страшно.
– Как изменилась жизнь после начала блокады?
– Стало очень тяжело. Холод, голод, обстрелы. Люди умирали на ходу – падали и не вставали. Я видел, как их, завернутых в простыни, увозили на санках...
– Как вы выживали?
– По карточкам давали 125 граммов хлеба. Мать отдавала нам, детям, свой хлеб, не думая о себе. Я пытался ловить рыбу в Финском заливе, но что мог поймать ребенок?
– Были ли моменты, когда теряли надежду?
– Нет. Мы верили, что победим. Родители говорили: «Такую страну не сломить!»
– Приходилось ли участвовать в обороне города?
– Мы, дети, тушили зажигательные бомбы, дежурили, следили за шпионами. Взрослым помогали как могли.
– Как вас эвакуировали?
– В 1942 году мать с детьми отправили по льду Ладоги. Много машин проваливалось тогда под лед, но нам повезло. А вот мама в дороге умерла от голода...
– Куда вас определили?
– Всех четверых детей разбросали по разным детским домам. Там мы тоже голодали, но хоть что-то давали. Помню жидкую похлебку. После войны я пешком добирался до Кронштадта, чтобы воссоединиться с семьей.
– Как сложилась жизнь после войны?
– В 14 лет пошел работать учеником слесаря. Потом служил в Германии радиотелеграфистом. После армии женился на Ксении Ивановне, с которой вместе до сих пор вот уже 67 лет.
– Как оказались в Беларуси?
– Заболел старший сын, и врачи посоветовали сменить климат. У нас ведь климат очень влажный – рядом Финский залив. А супруга родом из Беларуси, так мы и переехали в Бобруйск. Здесь я работал водителем до пенсии.
– Что для Вас значат День Победы и День снятия блокады?
– Это второе рождение. Люди ликовали, когда закончился кошмар.
– Что пожелаете нынешнему поколению?
– Помнить, какой ценой далась Победа. Война – это голод, смерть и слезы. Пусть такое никогда не повторится!
Леонид Александрович Котов прошел через ад блокады, потерял мать, но не сломался. Его жизнь – история о стойкости и мужестве тех, кто выжил в блокадные дни и годы войны, чтобы рассказать правду о войне.
Татьяна Потемкина
Фото Алексея Слабко
По материалам БЖ