С 1 января 2003 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования».
Персонифицированный учет призван упростить процедуру оформления пенсии, обеспечить достоверность данных для ее исчисления, сделать всю систему государственного социального страхования более понятной и доступной каждому гражданину, способствует реализации гарантированного статьей 47 Конституции Республики Беларусь права граждан на социальное обеспечение в старости, в случае инвалидности, потери кормильца. Обращаем внимание - с 1 января 2003 года подтверждение стажа и заработка застрахованного лица при обращении за назначением пенсии осуществляется на основании сведений персонифицированного учета.
Для достижения целей и принципов персонифицированного учета предусмотрено открытие каждому работающему гражданину индивидуального лицевого счета, на котором, начиная с 2003 года, накапливается информация необходимая для дальнейшего использования ее в целях государственного социального страхования.
Подтверждением регистрации и открытия индивидуального лицевого счета является страховое свидетельство государственного социального страхования (далее – страховое свидетельство).
Страховое свидетельство выдается:
работающему гражданину – через работодателя;
физическому лицу, самостоятельно уплачивающему обязательные страховые взносы, - в территориальном органе Фонда по месту постановки на учет в качестве плательщика обязательных страховых взносов;
застрахованному лицу, зарегистрированному в системе персонифицированного учета государственного социального страхования, временно не работающему и не ставшему на учет в качестве плательщика обязательных страховых взносов – в территориальном органе Фонда по месту жительства.
Отсутствие у застрахованного лица страхового свидетельства при приеме на работу не является причиной для отказа работодателя в трудоустройстве.
В случае изменения анкетных данных застрахованное лицо обязано в течение месяца со дня получения документа, удостоверяющего личность, с измененными данными предъявить его работодателю для внесения изменений в свой индивидуальный лицевой счет. При этом ранее выданное страховое свидетельство подлежит возврату в территориальный орган Фонда. В случае утери страхового свидетельства, его непригодности и в других аналогичных случаях выдается новое страховое свидетельство. Страховое свидетельство хранится у застрахованного лица и действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность, или документа для выезда за границу.
В индивидуальном лицевом счете хранится информация, необходимая для назначения пенсии: сведения о периодах работы, в т.ч. по гражданско-правовым договорам, о суммах выплат (дохода), на которые начисляются обязательные страховые взносы, о суммах пособий по временной нетрудоспособности, о суммах начисленных и уплаченных обязательных страховых взносов и др.
В органе Фонда застрахованному лицу бесплатно можно получить информацию, содержащуюся в его индивидуальном лицевом счете. Для этого следует обратиться в орган Фонда со страховым свидетельством и документом, удостоверяющим личность, заполнить заявление установленного образца. Так как для назначения пенсии включаются периоды работы и выплаты, на которые начислялись и уплачивались обязательные страховые взносы, то в информации, содержащейся в индивидуальном лицевом счете, отражаются сведения о периодах неуплаты обязательных страховых взносов работодателями (2003-2012г.г.), начиная с 2013 года, - суммы уплаченных обязательных страховых взносов. Информацию из индивидуального лицевого счета можно получить за конкретный период. Информация из индивидуального лицевого счета застрахованного лица по электронной почте не представляется.