В упомянутых Правилах установлены охранные зоны. В частности, для воздушных линий электропередачи (ВЛ) напряжением до 1000 В охранная зона представляет собой участок земли, ограниченный параллельными прямыми, отстоящими от проекций крайних проводов на поверхность земли на 2 метра с каждой стороны, для воздушных линий электропередачи напряжением свыше 1000 В – вдоль воздушных линий электропередачи в виде земельного участка и воздушного пространства на расстоянии для линий напряжением: ?до 20 кВ – 10 м; ?35 кВ – 15 м; ?110 кВ – 20 м.
В настоящее время продолжают иметь место случаи электротравматизма и повреждения грузоподъемной и уборочной техники при производстве строительных, сельскохозяйственных и других работ.
Так, 19.08.2020 года в Барановичском районе индивидуальный предприниматель на личном автомобиле МАЗ осуществлял выгрузку зерна на площадке хранения. После выгрузки, не опуская кузова, продолжил движение к выезду, задев при этом провод воздушной линии 10 кВ. Выйдя из кабины и увидев загоревшиеся передние колеса, при посадке в кабину автомобиля был смертельно травмирован электрическим током.
Аналогичный случай произошел 01.09.2020 года в г. Гомеле. При выгрузке песка в охранной зоне ВЛ-10кВ автомобиль МАЗ 5551, принадлежащий строительному тресту №14 г. Гомеля, при подъеме кузова приблизился и зацепил провод ВЛ, в результате произошел его обрыв и возгорание автомобиля.
Указанные случаи стали следствием пренебрежения требованиями действующих Правил охраны электрических сетей.
Земельные участки, входящие в охранные зоны ВЛ, не изымаются из сельскохозяйственного оборота или иного использования.
В тоже время, в охранных зонах электрических сетей без письменного согласия предприятий (организаций), в ведении которых находятся эти сети, запрещается производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений, осуществлять всякого рода погрузочно-разгрузочные работы, производить посадку и вырубку деревьев и кустарников, устраивать проезды машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5 м.
Запрещается: работа погрузчиков под проводами воздушной линии; транспортировка высокогабаритных грузов и складирование материалов, стоянка машин и механизмов в охранной зоне воздушной линии; отсыпка грунта и движение машин с поднятым кузовом, кранов с поднятой стрелой; нахождение обслуживающего персонала на машине вне кабины или защитного козырька, выполнение ремонтно-профилактических работ.
В случае соприкосновения машины или механизма с проводом запрещается какая-либо дальнейшая работа на этой машине.
При соприкосновении провода воздушной линии с машиной водитель, не вылезая из кабины, должен немедленно остановить машину. Если при этом можно освободиться от провода передвижением машины, то необходимо это сделать как можно быстрее. В случае отсутствия такой возможности наблюдающий должен немедленно сообщить о случившемся владельцу электрических сетей и до прибытия аварийной бригады ни водитель, ни наблюдающий не должны предпринимать никаких самостоятельных действий. Если в результате соприкосновения с воздушной линии машина загорелась, то обслуживающий персонал должен немедленно ее покинуть, но так, чтобы не было одновременного соприкосновения человека с корпусом машины и землей. Лучше всего спрыгнуть на землю на обе сомкнутые ноги, не держась за машину, а удаляться от нее нужно «гусиным шагом», не отрывая ног друг от друга, до снятия напряжения или на расстояние 8-10 метров. До прибытия специальной бригады запрещается предпринимать какие-либо действия по пожаротушению машины.
При обнаружении повреждений воздушных линий и обрыве проводов нельзя приближаться на расстояние менее 8 метров к месту обрыва. О всех случаях повреждения ВЛ необходимо срочно сообщить дежурному персоналу электрических сетей и принять меры по недопущению попадания людей в опасную зону.
Государственный инспектор по энергетическому и газовому надзору Бобруйского межрайонного отделения филиала ГУ «Госэнергогазнадзор» по Могилевской области Александр Воинов
По материалам БЖ