В условиях сложной эпидемиологической обстановки специалисты отделения дневного пребывания для инвалидов и сопровождаемого проживания ТЦСОНа Первомайского района первыми в Могилевской области и вторыми в Беларуси (одновременно с г. Лидой) организовали дистанционный онлайн-лагерь для людей с ограниченными возможностями. Его участниками стали не только посетители Центра, но и люди с инвалидностью из Кличева и Осиповичей. Мы побеседовали с заведующим ОДПИ и СП психологом Марией Капустиной и узнали о результатах этого новшества, а также других инновационных формах работы в отделении.
– Мария Васильевна, как родилась идея дистанционного онлайн-лагеря?
–
Я поддерживаю крепкие отношения с коллегами отделений дневного
пребывания для инвалидов по всей Беларуси. Это уникальные люди, и для
меня идеи и опыт каждого бесценны. В таких отделениях нет случайных
людей, поэтому мы все держимся друг за друга, иначе профессиональное
выгорание наступит очень быстро. В период пандемии посещение отделений
приостановилось, люди с инвалидностью оказались в условиях самоизоляции и
переживали это очень тяжело. Нагрузка на специалистов отделения тоже
уменьшилась. Возник вопрос: что мы можем делать теперь? Для нас эти
условия стали неожиданными и кризисными. С 2009 года, когда открылись
наши отделения, такого никогда не было. Опыт работы перенять было не у
кого. В беседе с коллегой – специалистом по социальной работе такого же
отделения ТЦСОНа в Лиде – мы рассуждали, что делать и как быть. Она
поделилась идеей онлайн-лагеря. У себя мы развили и доработали эту
идею, а затем стали воплощать в жизнь.
– Как это выглядело на практике?
–
Две онлайн-смены лагеря работали летом на базе группы «Открытое
сердце», действующей в социальной сети «Одноклассники» в течение трех
лет: https://ok.ru/zefirodpi.
Эта группа состоит из посетителей нашего отделения, людей с инвалидностью из других городов Беларуси, волонтеров и пользователей социальной сети. Поэтому она стала хорошей платформой для проведения дистанционного лагеря. Каждый день в группе размещались различные материалы: видеообращения специалистов отделения, конкурсы, спортивные разминки, танцевальные флешмобы, полезные мастер-классы, материалы по безопасности жизнедеятельности, велась личная переписка с каждым из участников, они общались, конечно, и между собой. При возникновении затруднений или с целью обратной связи на выполнения заданий участники консультировались со специалистами по телефону или посредством мессенджера Viber, в котором также создана общая группа для посетителей и руководителей кружков, ведется личная переписка. К слову, это приложение имеет функцию записи голосовых сообщений, что делает его очень удобным для людей, имеющих проблемы в чтении и письме. В совместную работу были вовлечены члены семей, волонтеры, бобруйчане и люди с инвалидностью из других городов. Опытом проведения дистанционной работы мы делились с коллегами из Могилевской области, и они тоже запустили эту форму работы.
– В отделении Вы активно развиваете и альтернативную коммуникацию. Расскажите подробнее, что она собой представляет?
–
Для общения и обслуживания людей с нарушением слуха у нас используется
жестовый язык, работает переводчик. В качестве альтернативной
коммуникации для посетителей с умственными нарушениями развития на
дверях кабинетов отделения, в санитарной комнате и туалете мы используем
пиктограммы. Чтобы обозначить индивидуальные места для верхней одежды –
карточки с фотографией и именем наших подопечных. Синими полосами мы
отделили свою зону для каждого клиента. Это очень важный аспект в работе
с подопечными, которые имеют ментальные особенности в развитии. Такой
подход дает им ощущение безопасности, комфорта, упорядочивает действия.
Результат нас поразил: спустя пару недель мы обратили внимание на
идеальный порядок в раздевалке. Все вещи висят аккуратно, ничего не
разбросано, все находится на своих местах.
Карточки
с изображением очередности действий при пользовании туалетом избавили
нас от банальной проблемы, с которой мы боролись несколько лет. А в
связи со сложной эпидемиологической обстановкой пришли новшества: маски,
антисептики. Встал вопрос: как объяснить, научить и закрепить навык
обработки рук? На помощь пришла та же альтернативная коммуникация. Мы
разместили на умывальнике два флакона разного цвета: в одном мыло, в
другом антисептик. И опять же карточки-схемы, где показан алгоритм
действий. Это тоже сработало на отлично! Удивительно было наблюдать, как
наши посетители выстраивались в очередь к умывальнику, чтобы по схеме
произвести обработку рук несколько раз в день. Сейчас они это делают в
обычном режиме – будто всю жизнь так делали.
– Где Вы учились этому направлению работы?
–
Я обучалась в течение года по специальной образовательной программе на
базе Детского реабилитационного центра «Каритас» в Минском районе. Это
невероятный по объемам и качеству практической информации курс. По
итогам занятий лучшие ученики были отобраны организаторами для
стажировки в Австрии. Мне посчастливилось быть в их числе. Очень
впечатлил опыт использования альтернативной коммуникации для людей с
инвалидностью в этой стране – оттуда я привезла бесценный опыт, который
начала реализовывать в Бобруйске на базе нашего Центра.
– Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями об этой поездке.
–
Комфортно организованное пребывание в Австрии позволило мне
целенаправленно сосредоточиться на рабочих моментах. Специалисты
наглядно показывали и рассказывали, как эффективно работают
альтернативные способы коммуникации, насколько важна занятость каждого
человека с инвалидностью по его силам с учетом тяжести психофизических
особенностей. Мы увидели на практике, что такой подход важен в работе с
людьми этой категории: каждый из них должен чувствовать свою значимость в
обществе. И это возможно через трудовую занятость. Раньше мы отдавали
приоритет уходу за человеком с инвалидностью и его комфортному
пребыванию в нашем Центре. Например, в работе по принципу конвейера,
где каждый выполняет определенный этап работы, мы не придавали важное
значение промежуточным действиям (складывание коробки, подача материалов
для человека, который что-то клеит или обводит лекало). Однако во время
стажировки для меня невероятным открытием стало, что в этих действиях
люди чувствуют свое участие в изготовлении изделия, они заняты трудовой
деятельностью, для них это важно. Меня впечатлили сотрудники центров, в
которых мы побывали, организация их рабочего места. Увидела в очередной
раз, что действительно в нашей профессии случайных людей не бывает, и
это не зависит от места проживания и менталитета.
Открытием
для меня стало использование пиктограмм-картинок, на которых изображен
знак из жестового языка и есть подпись, что этот жест означает. Такой
альтернативный способ взаимодействия удобен не только для людей с
нарушением слуха, но и с другими видами инвалидности. В программе
стажировки было предусмотрено свободное время для отдыха. Для меня это
стали прогулки по городу, что позволило понаблюдать, уловить
особенности взаимодействия людей с инвалидностью с окружающим миром,
изучить организацию безбарьерной среды на улицах городов, в учреждениях,
транспорте, зданиях для проведения досуга и специализированных
учреждениях. Это интереснейший опыт, в том числе для организации работы в
профессиональной деятельности.
Результатом
знакомств, приобретенных за период обучения, стало наше участие в новом
проекте общественного объединения «Белорусская ассоциация помощи
детям-инвалидам и молодым инвалидам». Сейчас наши девушки, посещающие
отделение, проходят курс для молодых людей с инвалидностью «Стоп
насилие», который начался 2 февраля и продлится до 11 марта. Занятия
проходят 2 раза в неделю отдельно для девушек и юношей на базе
онлайн-платформы ZOOM. Курс адаптирован для людей с ментальными
нарушениями. Это новшество для Беларуси.
– Расскажите о планах. Собираетесь ли Вы продолжать внедрять инновационные методы работы?
–
Конечно. В настоящий момент у нас в разработке находятся две
интерактивные коммуникационные доски: доска настроения (используется
для диагностики и коррекции психоэмоционального состояния) и доска с
индивидуальным визуальным расписанием для клиентов с тяжелой степенью
умственного нарушения и нарушением речи. В планах отделения разработка и
использование индивидуальной папки-коммуникатора для взаимодействия с
посетителем отделения, имеющим тяжелую степень расстройства аутического
спектра.
По материалам БЖ